воскресенье, 29 мая 2016 г.

1.8. ;-)

Урок: 1.8. ;-)

Транскрибация урока: Теперь давайте найдем очень полезный раздел «Образцы», которым мы регулярно будем пользоваться. И в разделе Basics откроем пример Blink. Множество этих образцов уже поставляются вместе со средой разработки, и часто бывает полезно взять фрагмент одного из образцов за основу вашей программы или просто подсмотреть, как выполняются те или иные действия. Не забывайте про него. Теперь прежде чем разбираться с кодом, давайте сразу его загрузим и потом уже поймем, как все это работает. Для этого нам понадобится USB-кабель, который мы с одной стороны подключим к компьютеру, а с другой стороны — к Arduino. Мы увидели, что зажегся индикатор питания, потому что через USB-кабель плата также получает от компьютера питание. И мы готовы к тому, чтобы загружать первый скетч. Таким образом принято называть программу, когда вы работаете с Arduino. Что нужно сделать, чтобы скетч загрузить? Во-первых, нужно убедиться, что среда разработки, то есть компьютер, видит вашу плату. Для этого зайдите в меню «Инструменты» и проверьте, доступна ли какая-то плата в подменю Port. В моем случае ее видно, но у вас может сложиться так, что плата не видна. Это может означать то, что необходимо установить драйвер для нее вручную. Для этого пойдите в «Диспетчер устройств», если вы работаете под Windows, найдите там неопознанное устройство или плату Arduino, у которой нет драйверов, нажмите правой кнопкой и обновите драйвера. Они всегда есть в папке, где у вас установлено программное обеспечение. Там есть папка Drivers, ее можете указать как источник. Если вы работаете, например, под Linux, у вас могут отражаться не ком-порты, а /dev/ttyACM0, например, вам нужно будет выдать права для этого устройства, чтобы можно было обмениваться данными, но эти нюансы вы, если что, легко найдете в Интернете. Теперь, кроме порта, который должен быть отмечен галочкой, нужно убедиться, что в подменю «Плата» у вас выбрана та плата, с которой вы работаете. В моем случае это не так. В прошлый раз я загружал программу для Arduino Leonardo, а сейчас у меня подключена Arduino Uno. Нужно исправить эту ситуацию и убедиться, что у вас выбрана соответствующая плата. После этого мы готовы к загрузке программы. Для этого есть такая кнопочка, которая в новых версиях называется «Вгрузить». Я ее нажму, и в строке «Состояние» мы видим надпись «Компиляция скетча». О том, что это такое, я скажу два слова чуть позже. Это может занимать довольно продолжительное время, если возникли какие-то ошибки, либо на этапе компиляции, либо на этапе загрузки, сообщение об этом вы увидите в строке состояния и подробности вот здесь вот. Но я надеюсь, что таких ситуаций у вас почти не будет. Теперь давайте посмотрим, что же произошло после того, как мы загрузили программу в плату. Помните, я говорил про встроенный светодиод — вот он. Теперь он мигает, потому что скетч Blink, собственно, предназначен для мигания. А сейчас мы можем провести маленький эксперимент, даже еще не понимая, что происходит. Найти строчку Delay 1000 и заменить ее на Delay 100, после чего снова загрузить скетч. Мы видим, что произошло: светодиод стал мигать в 10 раз чаще. Просто мы изменили время задержки во включенном и выключенном состоянии. Этот эксперимент может быть полезен тем, кто только что распаковал новую плату, потому что по умолчанию на заводе в нее загружают этот самый blink, и чтобы вы убедились, что у вас работает вся цепочка — от написания скетча до работы устройства — проходит верно.

Часть: Видео

Модуль: Один старый и много новых знакомых

Описание модуля: Добро пожаловать! На этой неделе вас ждет введение в курс (обязательно ознакомьтесь с ним), а затем начало работы: знакомство с Arduino, средой разработки и первыми компонентами. Вы научитесь собирать схемы на макетке, напишете первую программу и получите первое готовое устройство. Не забывайте про важнейший раздел "Сделайте сами"!

Курс: Строим роботов и другие устройства на Arduino. От светофора до 3D-принтера

Описание курса: На протяжении тысячелетий люди усовершенствовали орудия труда, изучали силы природы и подчиняли их себе, использовали их энергию для работы машин, а в прошлом веке создали машины, которые могут управлять другими машинами. Теперь создание устройств, которые взаимодействуют с физическим миром, доступно даже школьнику.

Наш курс состоит из серии практических задач про создание вещей, которые работают сами: изучают мир, принимают решения и действуют – двигаются, обмениваются данными друг с другом и с человеком, управляют другими устройствами. Мы покажем, как собирать эти устройства и программировать их, используя в качестве основы платформу Arduino.

Пройдя этот курс, вы сможете создавать устройства, которые считывают данные о внешнем мире с разнообразных датчиков, обрабатывают информацию, получают и отправляют данные на ПК, в Интернет, на мобильные устройства, управляют индикацией и движением. Создание устройств будет включать проектирование, изучение компонентов, сборку схем, написание программ, диагностику. Попутно с созданием самих устройств вы сделаете визуализацию на ПК, создадите веб-страницу, которую будет демонстрировать одно из ваших устройств, а также разберетесь с устройством и работой FDM 3D-принтера.

Помимо тех, кто увлекается робототехникой или стремится расширить кругозор и свои навыки, курс будет полезен всем, кто сталкивается с задачами бытовой и производственной автоматизации, а также занимается промышленным дизайном, рекламой и искусством.

Курс не требует специальных знаний у слушателей, доступен даже ученикам старших классов средней школы. Плюсом будут навыки программирования и владение английским языком на уровне чтения технической документации, однако обязательным это не является.

Весь курс посвящен практике и самым лучшим решением для вас будет раздобыть электронику, повторять показанные примеры и экспериментировать самостоятельно.

Программа:
  • Неделя 1 Один старый и много новых знакомых
  • Неделя 2 Контроллер изучает мир
  • Неделя 3 Цель обнаружена
  • Неделя 4 Как полить цветок из другого города
  • Неделя 5 Мобильный робот
  • Неделя 6 Как создать новый предмет за час
Преподаватель: Алексей Перепелкин (1), Дмитрий Савицкий (2)

Описание преподавателя: (1) Алексей Перепёлкин занимается развитием робототехники на базе ЛИОТ МФТИ. В 2012 году открыл для себя новое захватывающее чувство – когда устройство, которое сам построил и запрограммировал, работает. Свернул с финансовой дорожки и создал кружок робототехники для подростков. Готовил их к соревнованиям. Стал посещать конференции, а затем проводил мастер-классы для тех, кто тоже хочет организовать занятия. Совместно с коллегами в 2013 году разработал новые соревнования – Робопрофи – для конкурса Робот для жизни и провел их. В 2014 году впервые провел Arduino-номинацию на фестивале Робофест, а для российского финала Russian Robot Olympiad 2014 сделал творческую категорию. С тех пор эти соревнования стали регулярными. Летом 2014 провел двухнедельную мастерскую в детском лагере Никола-Ленивца, а затем преподавал в выездной школе, посвященной программированию и робототехнике, которую провели ABBYY и Яндекс. В 2015 году стал руководителем направления робототехники в GoTo Camp, выездных школах, где участники создали десятки проектов, от прототипов умных домов и операторских тележек до робота-бубниста и принтера для незрячих. В 2014 году с коллегами начал проект Роболабы: мероприятия для школьников и студентов, где участники параллельно решают усложненные задачи, а затем проводят рефлексию сделанной работы и оценивают чужие в ходе серии мероприятий.

(2) Физик, научный сотрудник, выпускник МФТИ. Запустил кружок робототехники в 2011 году. Рассказал Алексею Перепелкину о том, как здорово вести кружок робототехники. Рассказал об этом еще целому ряду людей. Побеждал со своими командами на соревнованиях. Проводил проектную работу с участниками исследовательской выездной школы МКШ с 2013 года, где руководил реализацией физических и робототехнических проектов, например, «Вслед за солнцем», в котором изучалась эффективность динамической ориентации солнечных батарей на солнце. Вместе с коллегами разрабатывал и был судьей Робопрофи. Участвовал в подготовке проекта Роболабы. Вновь пришел в МФТИ для проведения факультативного курса «Основы создания киберфизических устройств»

Организатор: Лаборатория инновационных образовательных технологий МФТИ (1), Лаборатория инновационных образовательных технологий МФТИ (2)

Описание организатора: (2) Московский физико-технический институт (неофициально известный как МФТИ или Физтех) является одним из самых престижных в мире учебных и научно-исследовательских институтов. Он готовит высококвалифицированных специалистов в области теоретической и прикладной физики, прикладной математики, информатики, биотехнологии и смежных дисциплин. Физтех был основан в 1951 году Нобелевской премии лауреатами Петром Капицей, Николаем Семеновым, Левом Ландау и Сергеем Христиановичем. Основой образования в МФТИ является уникальная «система Физтеха»: кропотливое воспитание и отбор самых талантливых абитуриентов, фундаментальное образование высшего класса и раннее вовлечение студентов в реальную научно-исследовательскую работу. Среди выпускников МФТИ есть Нобелевские лауреаты, основатели всемирно известных компаний, известные космонавты, изобретатели, инженеры.

Категория: Компьютерные науки

Описание категории: Специализации и курсы по компьютерным наукам посвящены разработке и дизайну программного обеспечения, алгоритмическому мышлению, человеко-компьютерному взаимодействию, языкам программирования и истории вычислительной науки. Курсы в этой широкой области помогут вам мыслить абстрактно, методически подходить к проблемам и вырабатывать качественные решения.

Тематика: Разработка ПО

Материал: